Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 3 человека

Семинар - практикум "Развитие звуковой культуры речи"

Дата: 2 мая 2018 в 17:30, Обновлено 2 мая 2018 в 17:42
Сообщение на семинаре - практикуме
Подготовка артикуляционного аппарата

 Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

          Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

           Вопросами артикуляционной гимнастики занимались теоретики и практики логопедии: М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичёва, Л.С. Волкова, Т.Б. Филичёва, Н.А. Чевелёва и др.

А вот зачем язык тренировать?

          Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

           Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

       Детям 3-х, 4-х лет: артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.

       Дети 5-ти, 6-ти лет: смогут при помощи артикуляционной гимнастики преодолеть уже сложившееся неправильное звукопроизношение.

Этапы работы над коррекцией звукопроизношения

А) Подготовительный этап, целью которого является подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.

Б) Этап непосредственно постановки звука.

В) Этап постепенной автоматизации звука

(в слогах, в словах, во фразах, в потешках, в связной речи)

Г) Этап дифференциации звуков (сходных по звучанию, по месту образования и т.д.)

         Самым эффективным средством подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков является артикуляционная гимнастика.

          Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

            Комплекс упражнений разработан специалистами – логопедами, неоднократно издается. Эти упражнения разработаны для разных групп мышц. Есть упражнения общей артикуляционной гимнастики. Есть специальные упражнения для постановки определённой группы звуков.

            В  детском саду артикуляционная гимнастика желательно проводить ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закрепились и становились более прочными. 2 раза в неделю занятия проводит логопед и 3 – воспитатели.

         Продолжительность видов деятельности на занятии: 6 минут – арт. гимнастика.

         Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Работа организуется следующим образом: Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показывает его выполнение. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.              В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту - логопеду. Упражнения для развития мышц речевого аппарата. Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и.

            Комплекс упражнений разработан специалистами – логопедами, неоднократно издается. Эти упражнения разработаны для разных групп мышц. Есть упражнения общей артикуляционной гимнастики. Есть специальные упражнения для постановки определённой группы звуков.

Упражнения артикуляционной гимнастики

«Бублик» - рот широко открыт (как при произношении звука А).

«Дудочка» - губы вытянуты вперёд (как при произношении звука У).

«Улыбка» - утрированная улыбка при сжатых зубах, видны верхние и нижние зубы.

Чередование трёх вышеуказанных упражнений (быстрая смена артикуляционных укладов).

«Лопатка» - широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Иголочка» - узкий напряжённый язык удерживаем на весу,  рот  широко открыт.

«Качели» - рот широко открыт, кончиком языка достаём попеременно до верхней и до нижней губы.

«Часики» - рот широко открыт, кончик язычка «бегает» из одного уголка рта в другой.

«Карусель» - рот широко открыт, кончик языка по окружности облизывает губы.

«Чашечка» - рот открыт, края и кончик языка на весу загибаются вверх, образуя форму чашечки.

«Киска сердится» - губы в улыбке, кончик язычка спрятан за нижние зубы, спинка языка приподнята.

«Маляры» - рот открыт, кончиком язычка, как кисточкой, «красим» верхнее нёбо назад – вперёд.

«Грибок» - присосать язычок к верхнему нёбу, растягивая подъязычную уздечку.

«Лошадка» - цоканье, рот открыт.

«Барабан» - рот открыт, кончиком язычка ударять по бугоркам за верхними зубами, произнося: д-д-д-д…+

Упражнения артикуляционной гимнастики выполняют перед зеркалом по 3-5 раз, удерживая язык в заданном положении до 10 секунд.

Список литературы:

  1. Анищенкова Е. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. Изд: АСТ.
  2. Бардышева Т., Костыгина В. "Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика для детей 2-4 лет". Изд.: Карапуз, 2007.
  3. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
Сообщение на семинаре – практикуме
Уточнение произношения изолированного звука

Сначала звук необходимо закрепить  изолированно, т.е. отдельно от всех других звуков (поскольку в потоке речи звуки испытывают взаимные влияния – сравните произношение звука С в словах «сыр» и «сумка»).

Как при постановке, так и на начальных этапах автоматизации обязательно используются дополнительные анализаторы- зрительный,  тактильный…  «Для образования новых речевых связей используются наиболее эффективные в данном случае анализаторы. Нередко нормально слышащие дети неправильно произносят некоторые звуки потому, что  не различают их  на слух. Тогда  на первых порах преимущественно  пользуются зрительным анализатором , т.е. показывают ребенку  артикуляцию звука и одновременно произносят звук.  

 Т.е. сидим перед зеркалом, чтобы ребенок видел лицо взрослого и свое лицо, и контролируем правильность артикуляции. Разумеется, автоматизировать звук изолированно нужно в игровой форме: « Как шипит змея? А чья змея шипит дольше – твоя или моя? ШШШШШ».  Недостаточно просто  произнести звук для того, чтобы малыш нам правильно его повторил – в некоторых случаях нужно подробно объяснить, как поставить органы артикуляции для того или иного звука, в других случаях лучше пользоваться  аналогиями («сделай из зубов заборчик»), или же имитируем движения рукой   (вверх или вниз, язык широкий или узкий). И некоторое время необходимо напоминать ребенку  теми же жестами и словами (которые называются «раздражители»), как произнести этот трудный звук. 

Так, если звук Ш вызывался такими раздражителями, как произнесение воспитателем этого звука, показ артикуляции перед зеркалом и имитация движения языка рукой, то впоследствии  достаточно только такого движения руки, чтобы ребенок произнес  этот звук.

    Воспитатель подбирает игры на звукоподражание и картинку-символ, с которой в дальнейшем будет соотноситься этот звук, например на звук З — картинка с изображением комара (он звенит, напоминая звук з); на звук С — изображение насоса (воздух, выходящий из насоса, свистит, напоминая звук с) и т. д. Для уточнения звука необходимо многократное повторение, поэтому воспитатель не ограничивается соотнесением данного звука с картинкой-символом, он просит детей вспомнить, что еще напоминает этот звук. Например, при уточнении звука Ш – как шипит змея,  Ж вспоминают, как жужжат жук, пчела, муха, пила,  пылесос и т. п. Эти сравнения развивают слуховое внимание детей. 
     Необходимо добиваться четкого, правильного произношения изолированного звука всеми детьми, используя различные вспомогательные приемы для уточнения и вызывания звука, например: длительное произношение звука (если его можно тянуть) или многократное повторение его (если он взрывной) воспитателем с привлечением внимания детей к его звучанию; наблюдение за правильной артикуляцией звука у ребенка и т. п. При этом воспитатель должен хорошо знать правильную артикуляцию отрабатываемого звука и уметь видеть, почему получается неверный звук, т. е. в каком положении у ребенка находятся органы артикуляционного аппарата. Чтобы увидеть, в каком положении находится язык, надо предложить ребенку многократно произнести отрабатываемый звук между двумя звуками а (аса, аша, ара). 
        Например, на занятиях по уточнению произношения звука –С, дети подражают свисту воздуха, выходящего из насоса при накачивании шины.        Воспитатель должен знать, что при правильном произношении звука с губы в улыбке, верхние и нижние передние зубы обнажены, широкий язык находится за нижними резцами, посередине языка идет тонкая, холодная воздушная струя. За правильным положением губ, языка и наличием воздушной струи у детей и следит педагог. Он проводит уточнение звука не со всей группой сразу, а с подгруппами, чтобы иметь возможность увидеть неправильное положение органов артикуляционного аппарата у детей и помочь им. Одному ребенку воспитатель говорит, что язык у него просовывается между зубами, надо убрать его за нижние зубы. У другого нет ветерка. «Посмотри, какой у меня сильный ветерок»,— говорит воспитатель, подносит тыльную сторону руки ребенка к своему рту и произносит звук с, давая возможность почувствовать струю воздуха. Потом то же предлагает проделать ему самому. У третьего ребенка нижние зубы не видны, воспитатель просит его улыбнуться и показать верхние и нижние зубы и т. д. Детей, которые испытывают затруднения в произношении отрабатываемого звука, следует чаще спрашивать и контролировать. 
       Воспитатель должен следить за четкостью своей дикции, ясностью изложения материала, увлекательно и доступно оформлять задания.
        Надо помнить, что во второй младшей группе и в первой половине года в средней группе воспитатель, проводя этот вид работы, фиксирует внимание детей на звучании, а не на артикуляции звука. Начиная со второй половины года в средней группе воспитатель обращает внимание детей не только на звучание отрабатываемого звука, но и на его основные, легко видимые или ощутимые артикуляционные признаки. Он может сказать, где находится язык, что делают губы, какая идет воздушная струя, и это же спросить у детей. 
 

Игры и игровые упражнения для автоматизации изолированного звука:
Улитка

Дети сидят по кругу, в центре игровое поле, педагог выкладывает 5 картинок –  символов звуков: С. – воздушный шар, З. – комар, Ш. – змея, Ж. – жук, Р. – тигр. На игровое поле выкладывается определенный символ. Педагог дает образец выполнения. Ребенок  должен добраться до центра по спирали, произнося звук, соответствующий картинки – символу.

   Лес шумит

Автоматизация звука ш.

   Перед  детьми картинка леса, педагог рассказывает, как хорошо в лесу, какие высокие деревья,  у них зеленые верхушки, много веточек и листьев. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш – ш- ш. Дети поднимают руки вверх, как веточки у деревьев и шумят, произнося звук ш-ш-ш. Ветер затих, и выползла из – за куста змея и зашипела ш-ш-ш. Дети произносят звук и имитируют руками движение змеи.

     Мухи в паутине

Автоматизация звука ж.

    Часть детей изображают паутину. Они образуют круг и опускают руки. Другие дети изображают мух. Они жужжат: ж-ж-ж, влетая в круг и вылетая из него. По сигналу воспитателя дети, изображающие паутину, берутся за руки и не выпускают мух. Игра продолжается  до тех пор, пока все мухи не будут пойманы.

    Пчелы

Автоматизация звука ж.

    Посередине комнаты или площадки отгораживают чертой улей. Все дети – пчелы. Один ребенок – медведь. Он прячется от пчел. Пчелы сидят в улье и хором говорят:

Пчелы в улье сидят и в окошко глядят. Полететь все захотели и все вместе улетели: ж-ж-ж. С жужжанием они разлетаются по площадке, машут крылышками. Внезапно появляется медведь, он стремится попасть в улей за медом. По сигналу «Медведь» пчелы с жужжаньем летят к улью. Хватаются за руки, окружают улей и стараются не пропустить медведя. Если медведя поймали, назначается новый медведь, а если убежал он выбирает себе помощника.

    Пчелки собирают мед

Автоматизация звука ж.

    Одна группа детей изображает цветы. Им педагог надевает веночки из цветов. Другая группа пчелы, которые собирают с цветов мед. Пчелы летают вокруг цветов и жужжат. По сигналу они летят в улей. Затем дети меняются.

    Насос

Автоматизация звука с.

    Дети сидят на стульях. Педагог говорит: «Мы собираемся поехать на велосипедах. Надо проверить, хорошо ли надуты шины. Пока велосипеды стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Дети встают по очереди, а потом все вмести накачивают шины, произнося звук с и подражая действию насоса.

    Сушим белье

 Автоматизация звука с.

     Два ребенка держат веревку, остальные развешивают платочки, закрепляя прищепками. По команде подул ветерок, ребенок дует холодным воздухом произнося звук с. По команде ветер стих, ребенок прекращает произносить. Повторяется несколько раз с разной силой и громкостью.

     Холодный ветерок

Автоматизация звука с.

     Педагог  демонстрирует картинку и говорит: «Зима на полях, дует холодный ветер и сдувает снежинки». Дети держат на ладони снежинки, поднося к подбородку и произнося звук с-с-с, ребенок должен почувствовать холодную струю воздуха и сдувают снежинку.

При автоматизации звука ш, дети ощущают теплую струю воздуха и сдувают лист.

   Вьюга

Автоматизация звука з.

    Дети изображают вьюгу. По сигналу они начинают тихо произносить звук з, затем усиливают его, а затем постепенно ослабляют. На начальных стадиях можно проводить игру перед зеркалом.

    Пильщики

Автоматизация звука з.

     Дети становятся друг перед другом, соединяют крест – накрест руки  и воспроизводят движение пилы по бревну, произнося длительно звук з. Того кто не правильно произносит звук, выводят из игры и просят произнести правильно, напоминая как нужно держать язычок при произнесении этого звука.

    Цветные автомобили

Автоматизация звука р.

    Вдоль стена на стульях сидят дети. Они автомобили. Каждому  играющему, дается обруч, какого – либо цвета. Это руль. Перед педагогом несколько цветных флажков. Он поднимает один из них. Дети у кого руль такого же цвета, бегут по комнате, и произносит звук р-р-р.  Педагог может поднимать несколько флажков, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей.

    Поедем на машине

Автоматизация изолированного звука р.

    В тетради, ребенок и педагог рисуют машину, от которой тянется извилистая дорожка к домику. Ребенок ставит палец на начало маршрута, и длительно произносит звук р. В результате он  должен доехать до интересующего объекта. Для автоматизации звука л, выбирается образ гудящего парохода, или самолета. Для з – комарика, для ж – жука.

    Давай проверим.

    При выполнении задания ребенок должен  каждый правильно произнесенный звук или слог отмечать в тетради, каким – либо знаком. По количеству знаков поставленных в тетради, педагог проверяет и отмечает старательность и усердие ребенка.

   Пальчики здороваются.

    Ребенок большим пальцем поочередно прикасаются к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно произносит заданный звук или слог. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук.

    Маленькие ножки бежали по дорожке.

    Ребенок представляет, что указательный и средний палец – это ножки, большой палец прижимает безымянный и мизинец к середине ладони. Указательным и средним пальцами ребенок шагает по столу, произнося на каждый шажок заданный звук или слог.

Звук как и слог не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук может вызвать слуховую ассоциацию, то слог для детей весьма абстрактное понятие. Иногда ребенку долго не удается ввести новый правильный звук в слоги. Как только к согласному звуку присоединяется гласный, автоматически включается произношение старого дефектного звука.

Литература

  1. Л. В. Лопатина, Н.В, Серебрякова “Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой дизартрией”, С.-П., 1994 г.
  2. Е.Ф. Архипова “Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии”, М., 2008 г.
  3. О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева “Исправляем произношение”, С.-П., 2007 г.
  4. Сборник “Дошкольная логопедическая служба”, ООО “ТЦ Сфера”, 2006 г.
  5. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников.- Спб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
  6. Ефименкова Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1. Серия: Дидактический материал по коррекции письменной речи. Изд.: Книголюб, 2008.
  7. Козырева Л. М. Развитие речи. Дети 5-7 лет.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
  8. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Изд: Ювента, 2005.
  9. Комиссарова Л. Ю. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Изд.: ЮВЕНТА, 2002.
Сообщение на семинаре – практикуме
Закрепление звука в словах и фразовой речи

        На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников.
Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно  включаются в логопедическую практику.

     Работа над автоматизацией звуков ведется поэтапно от простого к сложному:  Сначала в слогах, словах, предложениях, в связной речи и в спонтанной речи.
Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з – комарик звенит, р-р-р – собака рычит), то слог для дошкольника – весьма абстрактное понятие.

     Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя картинный материал. Использование же игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.
А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.

     Когда звук уже хорошо, правильно звучит у ребёнка изолированно, но нужно закрепить, автоматизировать это правильное произношение в слогах, в словах, предложениях и связной, самостоятельной речи. А это не менее 10 –15 занятий. И хочется, чтобы этот трудный и важный этап исправления речи проходил легко и интересно.

    При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей я практикую использование:

  • “Волшебной палочки”, которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз.
  • Упражнения “Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз:

РА-РА-РА-РА-РА,

РО-РО-РО-РО-РО
РУ-РУ-РУ-РУ-РУ
РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ
РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ

А затем все 5 “песенок”- слогов “играть” вместе: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.

  • Аналогично выполняется упражнение “Цветочек”, когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
  • Игра “Проведи слог по звуковой дорожке” одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.

    Воспитание правильного, четкого произношения звука в словах (в самостоятельном проговаривании и отраженном повторении за воспитателем) проводится как часть занятия, в отдельных случаях как целое занятие
    Воспитатель подбирает игрушки, предметы, картинки, в названии которых отрабатываемый звук употребляется в сочетании с различными звуками и в разных частях слова. При подборе материала следует учитывать, что закрепляемый звук должен встречаться как можно чаще, а тех звуков, которые дети плохо произносят, должно быть как можно меньше. Этот вид работы требует быстрой смены положений органов артикуляционного аппарата, а следовательно, развивает способность быстро и четко переключаться с одного движения на другое. Чтобы не допустить ошибок при подборе слов, надо помнить и о правилах орфоэпии (совокупность правил устной речи), которые указывают, как произносить звуки в определенных фонетических условиях. Нельзя брать те слова, звуковое оформление которых расходится с графическим. 
 

При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры:

  • “Рыбалка”, в аквариуме находятся  рыбки, на которых прикреплены буквы и с помощью удочки с магнитиком мы вытаскиваем рыбку на заданный звук. Поймав “рыбки” – слова, дети учатся не только правильно произносить звук, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы “Кто это? Что это?”, образовывать множественное число и ещё много чего можно сделать с этими “рыбками”.
  • Не менее интересна игра “Веселый урожай” (выложить название овоща или фрукта на заданный звук),
  • “Украсим ёлочку”, наряжая её, игрушками (со звуком С).

Спустя несколько занятий, детям легко сказать звук правильно, если он самый первый в слове или хотя бы последний, а вот если он в середине слова – это трудно, потому что дети с нарушенным фонематическим восприятием не всегда точно представляют, где же нужный звук находится. Для развития фонематического восприятия звуков полезна игра со Звукоедом, который “похищает” звук из слова, а дети должны спасти звук – вернуть его в слово и сказать это слово правильно: гла…а – глаЗа, к…от – кРот, Алёну…ка – Алёнушка… Это очень трудно, но доставляет детям удовольствие побыть в роли спасателей и справиться со злодеем Звукоедом. Дети с нетерпением ждут новых встреч с ним.

      Работая над автоматизацией звука в предложениях, можно использовать эффективную и полезную игру “Живое предложение”, когда дети сами становятся “словами” и, взявшись за руки, образуют “предложение”. Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть “дружными” (согласованными), в конце предложения нужно ставить какой-то знак: . ! ? Дети запоминают жестовый показ знаков: точка – сжатый кулачок, восклицательный знак – на кулачок ставится прямая рука, вопросительный знак – на кулачок ставится рука изогнутая в форме вопроса. Таким образом, не только закрепляется правильное произношение звука в предложениях, но и проводится работа по профилактике дисграфии.

     И вот, наконец, дети довольно неплохо произносят звук в словах и в предложениях, и наступает последний этап автоматизации – в связной и самостоятельной речи. На этом этапе работы используются различные пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин. Эти виды работы утомительны для детей и поэтому для того чтобы вызвать интерес я использую пересказы и рассказы с использованием фигурок на фланелеграфе, пересказы-драматизации, стихи-драматизации.

       С целью коррекции дефектов речи у детей  необходимо широко использовать ди­дактические игры. Ведь известно, что в игре развитие ребенка идет гораздо бы­стрее, чем при использовании только традиционных приемов воспитания и обу­чения. Для детей, обучающихся на лого­педических пунктах, это тем более важ­но, потому что, как хорошо знают лого­педы, наши дети часто отличаются низкой познавательной ак­тивностью. Но даже и с применением дидактиче­ской игры логопеду не все­гда удается добиться ак­тивности и высокой рабо­тоспособности детей на протяжении всего заня­тия. Причина в том, что большинство воспитанни­ков соматически ослаблены, у них неправильная осанка, имеются нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной системы, отмечается недостаточность про­текания психических процессов, эмоци­ональная неустойчивость.

     Что касается детей с нарушениями речи, то наряду с общим ходом игры на весь ход их психического развития она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общение друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т.д.

     Дидактические игры – эффективное средство автоматизации звуков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении  нужных звуков. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр,  построенных на словах и действиях играющих.

    Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение,  развивается связная речь и умение выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей самостоятельно составлять рассказы о предметах и явлениях. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых и видовых понятий. Нахождение синонимов, антонимов, слов сходных по звучанию – задача многих словесных игр.

    1. Игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

    2. Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания и закреплению правильного звукопроизношения.

Одним из условий развития правильной речи выступает правильная образная речь родителей, которая должна быть образцом для детей. Каждое слово родителей должно быть значимым, помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык. Активное участие самих детей в коррекционном процессе и всесторонняя поддержка и помощь родителей – залог успеха в этой работе.

Литература

  1. О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева “Исправляем произношение”, С.-П., 2007 г.
  2. Лаптева Е. В. 600 упражнений для развития дикции. Изд.: АСТ, Астрель, Профиздат, 2007.
  3. Максаков А. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Изд.: Мозаика-Синтез.
Сообщение на семинаре – практикуме
Формирование звуковой культуры речи дошкольников.

        Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.

        Речь - одна из центральных, важнейших функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи; речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами; она является основным средством общения людей между собой; речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребенка на всех этапах его развития.

      Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

      Невозможность полноценного речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка. У детей могут возникнуть замкнутость, неуверенность в себе, негативизм. В свою очередь, отклонения в развитии личности ребенка с нарушениями речи в известной мере усугубляет речевой дефект. Такие дети, как правило, либо стараются меньше говорить, либо замыкаются совсем. В результате нарушается одна из основных функций речи-коммуникативная, что еще в большей степени затормаживает речевое развитие.

     Произносительные недостатки у учащихся начальных классов нередко затрудняют овладение ими правильным письмом и чтением.

     Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее правильности и чистоте, предупреждая и исправляя любые отклонения от общепринятых норм родного языка.

       Дошкольные годы — особый период, имеющий непреходящее значение для развития коммуникативного и языкового творчества детей, и наиболее продуктивный путь лежит через диалог умного понимающего взрослого с ребенком и детей друг с другом.

       Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6 летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к овладению школьной программой из-за недостаточного развития фонематического восприятия.

       Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Левина Р.В., Каше Г.А. И др.), а также практический опыт логопедической работы, своевременное и личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период.

      Формирование звуковой стороны речи рассматривается не как самоцель, а как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры в целом, развития связной речи и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

     В период от года до двух лет у ребенка идет процесс первоначального развития речевых умений и навыков. В данный период очень важно воспитывать у детей потребность в общении, внимание к речи окружающих, память на слова, умение воспроизводить звуки и слова по подражанию.

     Период от 2 до 3 лет характеризуется активным процессом накопления словаря и усвоения грамматически правильной речи. Вместе с расширением запаса слов происходит и усвоение звуков речи. С детьми проводят работу по воспитанию произносительной стороны речи — дидактические игры на развитие слухового внимания, речевого дыхания, основных качеств голоса, вызывание звуков.

      Со второй младшей группы, когда у ребенка имеется достаточный активный словарь и он может ориентироваться в звуковом составе слова, начинают работу, направленную на овладение фонетической системой языка, которая осуществляется последовательно с учетом возрастных возможностей детей.

      Навыки правильного, четкого произношения и употребления звука в речи и умение выделить его в слове вырабатываются не сразу. Чем меньше возраст, тем меньше навыков у ребенка, тем проще должен быть материал и длительнее его отработка.

     Во второй младшей группе отрабатываются наиболее простые по артикуляции звуки (а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в). К четырем годам дети уже усваивают определенные навыки произношения отдельных звуков, приобретают умение слышать их в слове. Поэтому в средней группе после звуков т, д, н, к, г, х, ы отрабатываются более сложные по артикуляции звуки с, с, з, з, ц.

      В старшей группе отрабатываются звуки, которые наиболее поздно появляются в речи детей: ш, ж, щ, л, л′, р, р′.

     Усвоение ребенком произношения всех звуков служит лишь условием для того, чтобы подвести его к новому этапу: овладению фонематической системой языка, усвоению основных различных признаков, которые характеризуют звуки речи (твердость — мягкость, звонкость — глухость и т. д.). Эта работа проводится в подготовительной к школе группе.

     Одновременно с решением задач по формированию правильного произношения, поставленных в каждой возрастной группе, идет работа по совершенствованию всех разделов произносительной стороны речи.

     Развитию речевого дыхания способствует длительное произношение изолированного звука (при уточнении или вызывании звука).произношение на одном выдохе отдельных слов и предложений (при уточнении звука в словах, во фразовой речи).

      Развитие силы и высоты голоса осуществляется в процессе уточнения произношения гласных, сонорных и звонких согласных звуков, звуков в словах и во фразовой речи.

      Работа по развитию подвижности и дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата, способствующая развитию внятности и отчетливости произношения, ведется во время подготовки артикуляционного аппарата для правильного произношения звука, во время уточнения произношения звука в словах, во фразовой речи.

      Умение изменять интонацию и темп речи развивается при уточнении звука во фразовой речи (в потешках, скороговорках, стихотворениях, рассказах).

      Развитие фонематического слуха осуществляется во время последовательной отработки и дифференциации звуков: когда произносится изолированный звук, когда звук выделяется голосом при его уточнении в словах, когда проводится дифференциация звуков изолированных, в словах, и во фразовой речи.

      Таким образом, в процессе работы по звуковой культуре речи в каждой возрастной группе ставятся свои задачи.

Первая младшая группа.

1. Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи.

2.Воспитывать слуховое внимание, речевое дыхание, основные качества голоса. 3.Вызывать правильное произношение звуков.

 Упражнения на развитие дыхания: Чей одуванчик раньше улетит. Пускание корабликов. Птицеферма.

Игры по звуковой культуре речи: Солнце или дождик. Идите с нами поиграть. Угадай, кто кричит. Поспешили — насмешили. Кто как кричит. Угадай, что делать. Угадай, кто идет. Дует ветер.

Вторая младшая группа.

1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками: а у о и э п б м ф в.

2. Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

 3. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Упражнения на развитие дыхания: Перекличка животных. Трубач. Топор. Ворона. Гуси. Чей пароход лучше гудит.

Игры по звуковой культуре речи: Покажи и назови. Угадай.  Эхо. Чего не хватает.

Средняя группа.

1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: т д н к г х ы.

2. Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков: с с з з ц.

3. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

4. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп, размеренный ритм речи.

Игры на развитие дыхания: Поиграем животиками. Узнай по запаху. Носик и ротик поучим дышать. Загони мяч в ворота. Погудим. Большой и маленький паровоз.

Игры по звуковой культуре речи: Угадай, чей голос. Возьми игрушку. Будь внимательным. Секрет. Повтори правильно. Выдели слово. Назови и отгадай. Наши имена. Отбери предметы.

Старшая группа (5-6 лет)

1. Тренировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звуками:  ш ж ч щ л л′ р р′.

2. Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение йотированных гласных я е ё ю, шипящих звуков ш ж ч щ и сонорных л л′ р р′.

3. Продолжать работу по развитию фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.

4.Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.

 Игры на развитие дыхания: Дышим по разному. Свеча. Погасить 3, 4, 5...10 свечей. Великан и карлик. Лягушонок Заблудился в лесу. Погреемся.

Игры по звуковой культуре речи: Угадай слово. Угадай звук. Утки и окуни. Куклы заблудились. Угадай, какой звук играет с тобой в прятки. Четвертый лишний.  Назови картинку и найди первый звук. Доскажи звук. Поезд. Расставь по местам. Мое слово. Различай и повторяй.

Старшая  группа (6-7 лет)

1. Продолжать работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи, над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.

2. Развивать звуковой анализ слов.

3. Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.

Игры на развитие дыхания: Душистая роза. Поющие звуки. Веселые шаги. Птица. Трубач. Насос.

Игры по звуковой культуре речи: Определи первый звук в слове. Цепочка слов. Кто быстрее соберет вещи. Собери букет. Найди пару. Пирамида. Как их зовут? Сколько слов со звуком Ш. Проверь по узору. Кто быстрее. Составь слово. Лишнее слово.

Можно использовать следующую литературу.

Список литературы:

  1. Анищенкова Е. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. Изд: АСТ.
  2. Бардышева Т., Костыгина В. "Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика для детей 2-4 лет". Изд.: Карапуз, 2007.
  3. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
  4. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников.- Спб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
  5. Ефименкова Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1. Серия: Дидактический материал по коррекции письменной речи. Изд.: Книголюб, 2008.
  6. Козырева Л. М. Развитие речи. Дети 5-7 лет.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
  7. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Изд: Ювента, 2005.
  8. Комиссарова Л. Ю. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Изд.: ЮВЕНТА, 2002.
  9. Костыгина В. "Бу-бу-бу. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет. Изд.: Карапуз.
  10. Крупенчук О., Воробьева Т. Уроки Логопеда. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. Изд.: ЛИТЕРА.
  11. Лаптева Е. В. 600 упражнений для развития дикции. Изд.: АСТ, Астрель, Профиздат, 2007.
  12. Максаков А. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Изд.: Мозаика-Синтез.
  13. Нищева Н. В. "Веселая артикуляционная гимнастика". Изд.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, Изд.: АСТ.
  14. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.- М.: Просвещение, 1989.
  15. Фомичева М. Ф. Учите детей говорить правильно.- М., 1968.
  16. Чернякова В. Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет: Сборник упражнений.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
  17. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1988.
  18. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. Изд.: Теревинф.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.