Уважаемые родители!
Мы рады видеть вас на страничке учителя-дефектолога.
Предлагаем вам познакомиться с информацией, которая может быть для вас интересна и полезна!
Некоторые родители, к своему счастью, даже не знают, для чего нужен дефектолог. А родителям детей, имеющих отклонения в развитии, пришлось тесно соприкоснуться с наукой дефектологией и познакомиться со специалистами этой области.
Педагог-дефектолог и учитель-логопед - это специалист широкого профиля, который работает со всеми видами нарушений речи и развитием умственных способностей у детей.
В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии. В узком смысле дефектолог – это коррекционный педагог.
Более подробную информацию о системе специального образования вы можете получить на официальном сайте специального образования
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность. Формирование правильной, грамотной речи является важным звеном в подготовке детей к самостоятельной жизни и их социализации в обществе.
В нашем учреждении дошкольного образования функционирует пункт коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) для воспитанников с недостатками речи.
Целью работы ПКПП является:
-
своевременное оказание коррекционно-педагогическую помощи;
-
повышению качества дошкольного образования.
Коррекционно-педагогическую помощь в ПКПП оказывает учитель-дефектолог.
В ПКПП дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у одного учителя-дефектолога занимаются 24-36 воспитанников с различными речевыми нарушениями. В начале учебного года работа начинается с обследования состояния речи детей старшего возраста, остальные дети, достигшие 4-х летнего возраста, обследуются в течение года. В первую очередь в список включаются дети старшего дошкольного возраста, выпускаемые в школу. При наличии свободных мест и после освобождения мест в результате логопедической работы с детьми, принимаются другие дети, нуждающиеся в помощи.
Основной формой организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные занятия. Занятия проводится 2-3 раза в неделю. Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей, в соответствии с требованиями санитарно-гигиенических нормативов.
Для улучшения речевой ситуации в возрастных группах, в работе с воспитателями используются такие формы, как индивидуальные беседы, консультации, практикумы, семинары, анкетирование, обсуждение проблем на педсоветах; оказание практической помощи в планировании работы по развитию речи детей, составлении наглядных материалов, памяток, советов по подбору речевого материала для праздников. Так как речь является высшей психической функцией человека, то от её недоразвития страдают и другие психические функции (внимание, память, мышление). На этом этапе работы большое значение играет сотрудничество с педагогом-психологом, который помогает осуществить поставленную задачу. Советы и рекомендации учителя-дефектолога оформляются в виде буклетов, памяток.
Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно:
-
подготовительный,
-
постановка звука,
-
автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,
-
этап дифференциации.
I. Подготовительный этап
Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:
– формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
– формирование направленной воздушной струи;
– развитие мелкой моторики рук;
– развитие фонематического слуха;
– отработка опорных звуков.
II. Этап постановки звука
Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука. Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную струю и голос (если он необходим). К следующему этапу – автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).
III. Этап автоматизации звука
Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в обычной. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.
VI. Этап дифференциации
Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ:
средняя группа (от 4 до 5 лет) - 20-25 минут;
старшая группа (от 5 до 6 лет) - 25-30 минут.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ:
средняя группа (от 4 до 5 лет) - 15-20 минут;
старшая группа (от 5 до 6 лет) - 20-25 минут.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ:
средняя группа (от 4 до 5 лет) - 15-20 минут;
старшая группа (от 5 до 6 лет) - 15-25 минут.
Дети в ПКПП получают коррекционно-педагогическую помощь порционно, а не ежедневно.
ЗАЧИСЛЕНИЕ В ПКПП
Зачисление детей на пункт коррекционной педагогической помощи (ПКПП) для занятий с учителем-дефектологом осуществляется в соответствии с Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи.
Для получения заключения, на основании которого производится зачисление, необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (далее ПМПК) в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) г.Рогачёва, расположенного по адресу: 247673, Гомельская область, город Рогачев, улица Ленина, дом 103.
Запись на ПМПК по телефону 3 73 04
Для прохождения ПМПК необходимы следующие документы:
выписка из медицинской карты ребёнка (предоставляет участковый педиатр по месту жительства);
результаты медицинского заключения узких специалистов детской поликлиники за текущий год: отоларинголога, невропатолога, офтальмолога (окулиста), психоневролога;
психолого-педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением образования, которое посещает ребёнок.
Психолого-медико-педагогическое обследование осуществляется в присутствии законных представителей ребёнка. По результатам обследования выдаётся заключение.
Зачисление в ПКПП осуществляется приказом заведующего учреждения дошкольного образования на основании следующих документов:
-
заключения ЦКРОиР (с рекомендациями по организации коррекционно-педагогической помощи);
-
заявления законного представителя.
Уважаемые родители!
Если у Вашего малыша есть нарушения речи, учитель-дефектолог:
-
поможет Вам оценить сложившуюся ситуацию;
-
отметит, какие есть отклонения в говорении, понимании, общении;
-
установит, какие стороны речи и психической деятельности необходимо развивать и корректировать.
Общий успех коррекционного обучения в условиях ПКПП определяет совместная работа учителя-дефектолога и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает коррекционную помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому ее результативность зависит, в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении недостатков речи. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля.
За более подробной информацией вы можете обратиться к учителю-дефектологу сада.