Речь у современных детей формируется медленнее и позже, чем у их ровесников в прошлом, причем это не какая-то исключительно российская проблема, а общемировая тенденция. Глобальные причины такой задержки точно неизвестны. Однако я считаю, что это могут быть в том числе и некоторые родительские ошибки.
С ребенком мало общаются
Современные дети обделены речевым общением со сверстниками и друзьями. Еще совсем недавно дети сами гуляли во дворе: это были разновозрастные компании, в которых старшие приглядывали за младшими, а младшие учились у старших. Совместные игры не только прокачивали навык общения, но и развивали мышление ребенка и, соответственно, его речь. Сейчас большинство детей, особенно до подросткового возраста, либо сидят дома, либо ходят в садики, школы, в кружки, где мало возможностей для спонтанной игры и общения.
То же самое можно сказать про взаимодействие в семье, в первую очередь с родителями — детям его явно недостаточно. Родители работают и вечно заняты, а если и свободны, то предпочитают дать ребенку очередную игрушку, а сами с головой погружаются в телефон или компьютер.
<blockquote>Мы все меньше разговариваем с детьми и все больше покупаем им какие-то развивающие вещи. А зря, потому что ничто так не улучшает мышление и речь, как простое человеческое общение.
</blockquote>Особенно это важно для детей самого младшего возраста, когда закладываются основы будущей речи.
Что делать родителям:
С самого рождения старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком. Сначала малыш будет только улавливать ваш голос и интонацию, не понимая смысла сказанного. Позже у него появится лепет: сначала произвольный, потом — направленный на родителя, появятся какие-то эмоциональные реакции. Если мама проговаривает и комментирует все свои действия, спрашивает ребенка о чем-то, поет песенки, то ребенок быстро привыкает к общению.
В более старшем возрасте весь этот пассив, который родители заложили в доречевом периоде, будет озвучен ребенком. Детей, с которыми мамы, папы, бабушки и дедушки много общались, сразу видно: они рано начинают говорить, хорошо выражают свои мысли и у них, как правило, прекрасная память.
Для правильного формирования мышления и речи особенно важно свободное общение и игра. Родителям нужно не упустить момент и постараться дать это ребенку. Хотя часть нагрузки по созданию подходящей среды возьмет на себя садик, а потом и школа. Но какое бы прекрасное общение ни было вне дома, важно помнить, что именно в семье закладываются основы речевого развития.
Слишком много мультиков
В самих мультфильмах нет ничего плохого. Здесь вопрос, скорее, в количестве, качестве и их своевременности с точки зрения возраста.
<blockquote>Если мы вместо общения с ребенком всегда включаем ему мультфильмы, то в этом ничего хорошего с точки зрения развития речи нет. Ведь мультфильмы тренируют только повторение — это отраженная речь, которая не поясняет ни эмоции, ни смысла сказанного.
</blockquote>Дети, которые смотрят много мультфильмов, часто разговаривают целыми фразами из них, но при этом они не понимают, куда вставлять эти фразы в живой речи, и порой употребляют их невпопад.
Во время живого общения идет коммуникация, ребенок глубже понимает значение произнесенных слов, он постоянно что-то уточняет или сам объясняет. Он понимает, что речь не только обозначает какие-то конкретные предметы и явления, но передает эмоции, мысли, фантазии, развивает умение сравнивать и делать выводы. А если ребенок только смотрит в экран и повторяет как попугай пусть даже сложные речевые конструкции, то никакого развития мышления и речи не происходит.
Что делать родителям:
Родители должны контролировать время, проведенное ребенком у экрана телевизора, компьютера или планшета. Особенно это важно для детей младше трех лет. Я бы лично вообще не рекомендовала им смотреть мультфильмы. Понятно, что маме нужно готовить еду, работать или заниматься с другим ребенком, но старайтесь придумать для ребенка какую-то альтернативу мультикам. Для развития речи полезны занятия мелкой моторикой: посадить малыша перебирать пуговицы или лепить из пластилина куда лучше, чем посадить его перед экраном.
В самих мультфильмах нет ничего плохого. Здесь вопрос, скорее, в количестве, качестве и их своевременности с точки зрения возраста.
<blockquote>Если мы вместо общения с ребенком всегда включаем ему мультфильмы, то в этом ничего хорошего с точки зрения развития речи нет. Ведь мультфильмы тренируют только повторение — это отраженная речь, которая не поясняет ни эмоции, ни смысла сказанного.
</blockquote>Также хорошо влияет на развитие речи совместное чтение книг. Хотя, казалось бы, ребенок точно так же слушает читающую маму, как и мультфильмы. Так в чем разница и почему чтение полезно? Разница есть: ребенок не просто зритель — он полноправный участник. Особенно если мама читает правильно: задает вопросы, делает отступления, спрашивает, кто в книге добрый, кто плохой, и почему. Сначала малыш не может ответить — он просто слушает, что говорит мама, и кивает. А спустя какое-то время ребенок уже сам может рассказать что-то про героев и ответить на вопросы.