Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 3 человека

Сообщение + видео занятия "Плавание как средство профилактики детских заболеваний, укрепления здоровья и закаливания

Дата: 2 мая 2018 в 17:56, Обновлено 8 мая 2018 в 20:12
Сообщение на районных медико – педагогических чтениях
Плавание как средство профилактики детских заболеваний,
укрепления здоровья и закаливания
Каждый человек должен научиться плавать. И  чем раньше он научится, тем лучше. Умение плавать относится к числу жизненно- необходимых навыков.
        Начинается работа с детьми 3-х лет с формирования у них умения безбоязненно входить в воду, плескаться, окунаться, играть в воде. К шести годам дети, посещающие бассейн скользят на груди и спине с движениями ногами, руками (с доской, без доски) в сочетании с дыханием, ныряют с доставанием предметов со дна, плавают свободным способом. Дети с большим желанием и удовольствием посещают занятия, так как в процессе обучения плаванию широко используются разнообразные игры и упражнения  на воде.
         Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребёнка – содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно – сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно – двигательного аппарата, оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребёнка,
         Самые эффективные средства закаливания – воздух, солнце, вода.  Наиболее действенным является закаливание водой. Рекомендуемая специалистами температура воды в детских бассейнах обычно ниже температуры тела ребёнка,  поэтому совершенствуя аппарат терморегуляции, занятия плаванием оказывают благотворный,  закаливающий эффект.  В результате регулярных занятий плаванием и постепенного снижения температуры воды от занятия к занятию время приспособительной реакции детей уменьшается, тем самым вызывая эффект закаливания.  В свою очередь, закалённый ребёнок быстрее приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды,  следовательно, его организм становится  более устойчивым к простудным заболеваниям.
        Рядом исследований доказано, что занятия плаванием являются лучшим средством повышения функциональных возможностей дыхательной системы.  Плавание требует от детей полной перестройки обычного дыхания, которое связано с циклом движений и выполняется в строго определённый момент.  Выполнение вдоха затрудняется давлением воды на грудную клетку; выдох затруднён тем, что он выполняется в воду, Всё это увеличивает нагрузку на дыхательную мускулатуру.  Вследствие этих процессов укрепляются все мышцы органов дыхания.
         В результате систематических занятий плаванием увеличиваются сила и подвижность нервных процессов в коре больших полушарий, повышается пластичность его нервной системы, отчего ребёнок становится более уравновешенным, лучше контролирует своё поведение и быстрее приспосабливается к новым видам деятельности в различной обстановке.
         Водные процедуры также прививают стойкие гигиенические навыки, которые постепенно становятся потребностью и привычкой.
        Занятия плаванием способствуют лучшему усвоению питательных веществ детским организмом.  После занятий процессы обмена и выделения протекают более совершенно. Мышцы брюшного пресса и тазового дна укрепляются, у ребёнка улучшается аппетит,
         Опорно-двигательный аппарат ребёнка находится в стадии формирования, поэтому позвоночник у ребёнка мягкий, эластичный, естественные кривизны его ещё не закреплены и в лежачем положении выпрямляются.  При плавании позвоночник принудительно выпрямляется, мышцы рук и ног ритмично напрягаются и расслабляются.  При любых движениях в воде руки принимают в них активное участие.  Особенно характерно это для плавания кролем на груди и на спине, при котором попеременные движения рук в воде и над водой влияют на гибкость позвоночника.  Следовательно,  плавание является средством профилактики и лечения нарушений осанки.  В тоже время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребёнка и предупреждает развитие плоскостопия,
        На занятиях по плаванию закрепляются уже имеющиеся у детей умения и навыки в беге, прыжках, ходьбе, так как упражнения, проводимые в воде на начальном этапе обучения,  почти полностью повторяют упражнения и подвижные игры, выполняемые ими в зале.
        Но основной задачей занятий плаванием является формирование нового навыка – скольжение на воде. Этот навык – базовое движение в плавании, а его формирование во многом зависит от развития двигательных способностей, среди которых ведущее место занимает гибкость, координация движений, мышечная сила и выносливость. Ребенок, который посещает бассейн, умеет скользить на воде,  гораздо уверенней себя чувствует во время купания в открытом водоёме, соблюдает правила поведения на воде, что очень важно для обеспечения его  безопасной  жизнедеятельности.
       Плавание благотворно не только для физического развития ребёнка, но и для формирования его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде - не действия в ней, а неправильное поведение, чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги в обучении плаванию направлены на то, чтобы помочь ребёнку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство.  Занятия плаванием развивают такие черты личности как целеустремлённость, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе и проявлять самостоятельность,
        Специальные эксперименты показали, что дети, играющие в воде, значительно реже запаздывают в речевом развитии. Такое активизирующее влияние игры связано с её общим тонизирующим воздействием,  с резким увеличением  положительных  эмоций.
        С 01 сентября 2014 года наше учреждение является опорным по теме «Воспитание физической культуры личности дошкольника».  В 2016/2017 учебном году работа проводилась по более узкой теме  «Использование игр на воде для реализации задач учебной программы дошкольного образования по обучению детей дошкольного возраста плаванию». Опыт работы был представлен в конце учебного года во время творческого отчёта картотекой подвижных игр на воде для разных возрастных групп  (с учётом умений детей и этапом обучения плаванию), сценариями физкультурных досугов, праздников на воде, памятками для педагогов и родителей. Этот опыт работы могут использовать учреждения дошкольного образования, у которых есть бассейн.
        Таким образом, плавание является эффективным средством закаливания, способствует профилактике многих заболеваний и укрепляет здоровье детей.
     Литература:
  1. Левин, Г. Плавайте с малышами. – Минск: Полым, 1981. – 144 с.
  2. Осокина,  Т.И. Как научить детей плавать. – Москва «Просвещение», 1985. – 80 с.
  3. Осокина,  Т.И. Обучение плаванию в детском саду.- Москва «Просвещение», 1991. – 159 с.
  4. Смирнов, Р.И. Как научить дошкольника  плавать. – Мн.: Ураджай, 2002.- 152 с.

ПРОСМОТРЕТЬ ВИДЕО ЗАНЯТИЯ

МОЖНО ПЕРЕЙДЯ ПО ССЫЛКЕ

https://youtu.be/qwC8m_zo80E

      

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.