Государственное учреждение образования
«Ясли – сад № 13 г. Рогачёва»
Методическая разработка
Консультация для педагогов
«Планирование образовательного процесса. Особенности планирования в группах раннего возраста»
Шачанок М.Л.,
заместитель заведующего
по основной деятельности
Рогачёв, 2019
Одним из существенных видов деятельности человека является планирование. План определяет конкретные задачи, направления, содержание любой деятельности.
В учреждении дошкольного образования планирование является основой качественной организации образовательного процесса, обеспечивающего разносторонне развитие личности ребенка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей, способностей, потребностей и возможностей. Основная задача планирования – обеспечить научно-обоснованный подход к образовательному процессу и организации систематической работы с детьми. В контексте личностно ориентированного подхода.
Планирование образовательного процесса учреждения дошкольного образования должно отвечать ряду педагогических требований ( по Л.Р. Болотиной, С.П. Баранову, Т.С. Комаровой):
- обеспечение единства целей, задач, содержания, методов и организационных форм образовательного процесса, в контексте реализации идеи целостного подхода к обучению и воспитанию детей в соответствии с уровнем развития каждого ребенка, степени его воспитанности (конкретизируются воспитательные задачи на определённый отрезок времени, которые реализуются комплексно, а не изолированно друг от друга);
-разумное сочетание словесных методов педагогического воздействия с организацией деятельности воспитанников (игровой, трудовой, художественно-эстетической, познавательно практической, общения, элементарной учебной деятельности;
- соответствие содержания, форм и методов образовательной работы возрастным и индивидуальным особенностям детей в соответствии с содержанием «Учебной программы дошкольного образования»;
-реальность плана, его системность и последовательность с опорой на реальный уровень достижений ребенка, его возможности и способности;
- согласованность планов работы администрации, педагогов, узких специалистов учреждения дошкольного образования.
Виды и формы планирования образовательной работы в учреждении дошкольного образования предусматривает разработку последовательных действий (годовой, перспективный, календарный планы), систему работы, расчёт объёма по времени и предполагаемым результатам.
Только комплексный подход к планированию позволит получить позитивный результат. Каждое учреждение дошкольного образования в учебном году работает по годовому плану, который утверждается педагогическим коллективом на августовском педсовете.
Годовой план – это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ по решению чётко обозначенных задач коллектива. В структурном отношении годовой план включает:
- анализ работы за предыдущий год, задачи на предстоящий год. Эффективность планирования во многом зависит от качественного анализа выполнения годового плана за предыдущий год, на основе которого определяются годовые задачи на предстоящий год (2-3 задачи);
-организационно-педагогические мероприятия: организация образовательных услуг, предоставляемых учреждением дошкольного образования, в том числе на платной основе; формирование и оснащение предметно-развивающей среды; взаимодействие с заинтересованными органами и организациями; периодичность повышения квалификации педагогических работников, организация деятельности педагогических советов и др.
-работа с педагогическими работниками: формы повышения квалификации в межкурсовой период, диагностическая работа, подготовка аттестации педагогических работников, изучение, обобщение, внедрение, распространение эффективного педагогического опыта, самообразование педагогов, экспериментальная (инновационная) деятельность педагогического коллектива и др.;
- воспитательная работа: мероприятия с участием воспитанников по социально-нравственному, личностному и физическому воспитанию (проведение конкурсов, выставок, экскурсий, физкультурно – оздоровительных мероприятий и т.д.);
-психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение образовательного процесса: формы работы педагога-психолога, медицинских работников, социального педагога;
-взаимодействие с семьями воспитанников: формы работы по повышению психолого-педагогической компетентности законных представителей воспитанников, включению их в образовательный процесс;
-взаимодействие с учреждениями общего среднего образования: формы работы с участниками образовательного процесса по обеспечению готовности воспитанников к обучению на первой ступени общего среднего образования;
-организация работы летний оздоровительный период: мероприятия п подготовке учреждения дошкольного образования к деятельности в летний период работы с участниками образовательного процесса;
-руководство и контроль: виды и содержание контроля;
-административно – хозяйственная деятельность: работа по укреплению материально-технической базы учреждения дошкольного образования(приобретение средств обучения, спортивного инвентаря, технологического оборудования, осуществление ремонтных работ и .т.д.).
Планирование образовательной работы с детьми в соответствии с «Учебной программой дошкольного образования» может быть представлено следующими видами: календарным, перспективным и перспективно-календарным планом.
Пи написании планов образовательной работы с детьми используются следующие формы: текстовая, планшет (карманчиковая), текстовая с использованием картотеки тем (задач) и др.
Перспективный план- вид плана, который составляется на длительный период (год, квартал, месяц) с учетом взаимосвязи между различными разделами работы с детьми с целью обеспечения единства, систематичности и последовательности в работе педагогов учреждения дошкольного образования.
Календарный план – вид плана, предусматривающий планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на календарный день, неделю.
План реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста может включать следующие структурные компоненты:
- задачи деятельности учреждения образования на учебный год
-научно-методическое обеспечение (перечень учебных изданий, официально утверждённых либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованных Национальным институтом образования).
-взаимодействие с семьями воспитанников (формы и содержание работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей и включению их в образовательный процесс).
В соответствии с должностными обязанностями, определенными ЕКДС, воспитатели дошкольного образования должны изучать условия жизни и воспитания воспитанников, а также планировать, организовывать и проводить воспитательную, образовательную и оздоровительную работу, направленную на разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями при реализации образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.
Индивидуальная работа с воспитанниками (содержание работы по образовательным областям учебной программы дошкольного образования на основе ежедневных наблюдений педагогического работника и с учетом результатов детской деятельности. Коррекционноразвивающая работа планируется и осуществляется педагогомпсихологом, учителемдефектологом).
Закаливание (основные виды закаливания планируются с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий учреждения дошкольного образования).
Двигательная активность (содержание мероприятий распорядка дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на 1й и 2й прогулках, активный отдых).
Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие), планируется по образовательным областям на основе расписания игр, занятий на каждый день недели в соответствии с учебным планом учреждения дошкольного образования, учебными планами специального образования на уровне дошкольного образования. Определяются тема и цель деятельности в течение недели. В содержание планирования включаются: образовательная область и вид занятия, тема занятия, программные задачи, источники планирования. Планирование специально организованной деятельности в разновозрастной группе осуществляется в соответствии с общими требованиями, но имеет определенное своеобразие.
При планировании фронтальных форм работы следует учитывать различие содержания (по степени трудности) и продолжительности деятельности детей каждого возраста. Необходимо указывать программные задачи применительно к каждому возрасту; предусмотреть дифференцированные задания для детей, в том числе задания коррекционной направленности.
Нерегламентированная деятельность воспитанников (виды детской деятельности: общение, игра, познавательная практическая (предметная – в группах раннего возраста), художественная, элементарная трудовая).
В учреждениях образования рекомендуется часть структурных компонентов плана (годовые задачи учреждения образования; научнометодическое обеспечение; взаимодействие с семьей; индивидуальная работа с воспитанниками; закаливание; двигательная активность) разрабатывать на год, полугодие, месяц, а часть (специально организованная и нерегламентированная деятельность) – на каждый день недели месяца.
При планировании образовательного процесса в группах раннего возраста с целью качественной реализации содержания учебной программы дошкольного образования необходимо обеспечить повторность проведения занятий.
Список литературы:
- Иструктивно - методическое письмо Министерства Образования Республики Беларусь от 10.07.2019 года.
- Комарова И.А., Дошкольная педагогика: пособие /И.А. Комарова, О.О. Комарова, О.О. Прокофьева.- Могилёв: МГУ имени А.А. Кулешова, 2018.- 348с.: ил.