Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 3 человека

Организация условий в учреждении дошкольного образования для оптимизации двигательной активности и оздоровления детей

Дата: 4 марта 2017 в 20:50, Обновлено 4 марта 2017 в 20:52
Тема: Организация условий в учреждении дошкольного образования для оптимизации  двигательной активности и оздоровления детей.
Организация условий в учреждении  дошкольного образования для оптимизации двигательной активности и оздоровления детей включает в себя специально организованный целостный двигательный режим в совокупности с природно – экологическими, психогигиеническими факторами, направленными на укрепление здоровья детей, их полноценное физическое развитие.
Психогигиенические факторы включают общий режим труда и отдыха, питание, гигиену одежды, обуви, физкультурного оборудования и т.д. Природно – экологические факторы связаны с природой. Солнце, воздух и вода могут щедро одарить ребёнка здоровьем, если:
- больше времени проводить на воздухе;
- чаще соприкасаться с природой: ходить босиком, ходить по воде;
- больше двигаться, используя всё разнообразие способов движений в естественной природной среде.
Особенно важно использовать природные факторы в качестве закаливающих процедур.
Движения и физические упражнения считаются специфическим средством физического воспитания. Двигательная активность – биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Общая продолжительность двигательной активности должна составлять не менее 50 – 60% периода бодрствования ребёнка. Содержанием двигательного режима является двигательная деятельность, разнообразная по составу движений, физических упражнений, видам и формам. Периоды двигательной активности могут чередоваться со спокойными видами деятельности. Каждый ребёнок по своему желанию должен иметь возможность двигаться самостоятельно в любое время дня.
    Двигательную активность детей обеспечивает предметно – пространственная среда. Роль взрослых состоит в том, чтобы открыть привлекательность среды для ребёнка и направить его активность на взаимодействие с ней.
При проектировании предметно – пространственной среды следует исходить из необходимости учёта возрастных, полоролевых и индивидуальных особенностей детей, их интересов, предпочтений, возможностей. Особое внимание следует обратить на условия для самостоятельной двигательной деятельности. В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на любимое занятие.
Развивающая физкультурно – игровая среда дошкольного учреждения включает:
- достаточные площади для движений в помещении и на участке, личное пространство как для движений, так и для отдыха и уединения;
- время для самостоятельной двигательной деятельности, официально закреплённое в распорядке дня;
- физкультурное оборудование и инвентарь;
- специальное оборудование зон для коррекции отклонений в физическом и двигательном развитии: центр здоровья, где можно проверить осанку, рост; дорожка для коррекции стопы и т.д;
- общую спортивную площадку на участке;
- «тропу здоровья»;
- маршруты для прогулок – походов;
- площадки для спортивных игр в баскетбол, волейбол, футбол, городки;
- спортивный инвентарь (санки, лыжи, коньки, самокаты, велосипеды);
- атрибуты (колокольчики, нагрудные знаки, шапочки для игр и др.);
- стационарное и переносное оборудование для всех основных движений.
Физкультурное оборудование должно отвечать правилам безопасности, охраны жизни и здоровья детей, нормам гигиены и эстетики.
Эффективно используя физкультурное оборудование, педагог обеспечит разнообразную и интересную для детей деятельность.
Размещение оборудования должно быть удобным: дети могут подойти к нему с разных сторон, не мешая друг другу.
Важным моментом оптимизации двигательной активности является создание новизны. Детям надоедает однообразие.  Новизна создаётся за счёт смены переносного оборудования, размещения на стационарном и переносном оборудовании дополнительных деталей (навесных, приставных); объединения разных пособий в своеобразные комплексы (полосы препятствий, дорожки, заборчики); перестановка пособий в различном пространственном расположении.
Одной из главных причин недостаточной двигательной активности детей в дошкольном учреждении является нерациональная организация площадей  групповых помещений. Создавая многочисленные так называемые «зоны развития», педагоги почему – то забывают об условиях для движений и ограничиваются лишь организацией «физкультурного уголка». Необходимо помнить, что «физкультурный уголок» - это не место для хранения нескольких физкультурных пособий, а прежде всего пространство, где каждый из детей может двигаться, не мешая другим. К «физкультурному уголку» и его оборудованию предъявляются следующие требования: педагогические, эстетические, гигиенические. В целях безопасности его необходимо удалить от окон и дверей. Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.
Для обеспечения максимальной двигательной активности детей в организованной двигательной деятельности необходимо:
- определить объём физической нагрузки для детей данного возраста и распределить её с учётом состояния их здоровья и уровня физической подготовленности;
- предусмотреть достаточную площадь, рациональное размещение физкультурного оборудования и пособий, санитарно – гигиенические требования, следить за наличием соответствующей одежды и обуви;
- продумать задачи и программное содержание в соответствии с основными принципами обучения и воспитания;
- давать ясное лаконичное объяснение заданий, чётко показывать упражнения;
- продумать музыкальное сопровождение, которое будет сочетаться с движениями и создавать положительный эмоциональный настрой у детей;
- использовать разные способы организации детей;
- с целью закрепления и совершенствования приобретённых двигательных навыков и умений предоставлять детям возможность самостоятельно воспроизводить упражнение;
- обращать особое внимание на создание высокой вариативности педагогических условий, что способствует более эффективной реализации двигательной активности детей (за счёт новизны упражнений, внесения новых пособий и предметов, постепенного усложнения двигательных задач);
- активизировать мыслительную деятельность каждого ребёнка. Для этого следует использовать пространственную терминологию, предоставлять
ребёнку самостоятельный выбор способа выполнения действий, задавать наводящие вопросы, создавать поисковые ситуации.
    На 3 году жизни надо приучать детей к двигательной деятельности, создавая для этого необходимые условия: предоставлять в свободное пользование игрушки и предметы, стимулирующие двигательную активность малыша, вносить в группу физкультурное оборудование, которое насыщает их двигательную деятельность. Игрушки и пособия используются под руководством педагога.
     Для детей 4 года жизни важны наличие места для движений, различные игрушки и пособия. В этом возрасте дети достаточно самостоятельны в движениях, поэтому не следует непосредственно опекать их. Важно вовремя напомнить, подсказать малышам, что и как нужно делать, помочь проявить инициативу.
      В среднем дошкольном возрасте у детей возникают сравнительно более устойчивые интересы к самостоятельной двигательной деятельности (индивидуальные игры с мячами, катание на велосипеде). Повышение двигательной активности достигается поощрением индивидуальных игр.
     В старшей группе педагог должен влиять на выбор ребёнком соответствующих упражнений и игр, поскольку в этом возрасте ярко прослеживаются индивидуальные различия двигательной активности детей.
Всё выше перечисленные условия  способствуют оптимизации двигательной активности  и оздоровлению детей.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.