Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед педагогическими работниками системы дошкольного образования.
Решение задач сохранения и укрепления детского здоровья невозможно без поиска новых эффективных и разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы, способных не только повысить физическую подготовленность, но и развить умственные способности ребенка. Одна из таких современных форм физкультурно – оздоровительной работы в учреждении дошкольного образования - проведение занятий и досуговых форм работы с использованием тренажёров.
Использование тренажеров в дошкольном возрасте способствует повышению двигательной активности. Занятия на тренажерах интересны и доступны детям. Современные тренажеры малогабаритны, легко устанавливаются, эстетичны и гигиеничны. Они регулируются, что позволяет использовать их в работе с детьми разной физической подготовленности. Тренажёры достаточно просты и удобны в обращении: могут использоваться в процессе непосредственно образовательной деятельности по физической культуре, во время утренней гимнастики, на физкультурных праздниках, досугах, в самостоятельной деятельности. Работа на них позволяет детям овладеть комплексом упражнений, способствующих укреплению мышц рук, плечевого пояса, пресса, спины, ног, развитию силы, быстроты движений, ловкости, гибкости, общей выносливости; удовлетворить потребность в двигательной активности. Кроме того, занятия на тренажёрах повышают эмоциональный тонус, активизируют познавательную деятельность, воспитывают выдержку, решительность, смелость, любознательность, воображение, формируют умение бережно обращаться с пособиями, управлять своим поведением и общаться со сверстниками.
В работе с детьми используют простейшие тренажёры и тренажёры сложного устройства.
Важно, чтобы дети приобрели определенные двигательные навыки, научились самостоятельно пользоваться тренажерами, овладели приемами страховки. С простейшими тренажерами можно заниматься детям с 3 лет. С детьми 5 - 7 лет целесообразно проводить занятия с использованием тренажёров как простейших, так и сложного устройства. Дети в этом возрасте способны анализировать свои действия, контролировать свое самочувствие, проявлять свои физические возможности - силу, ловкость, выносливость.
Начиная упражнения на тренажерах, следует постепенно переходить от самых простых упражнений к более сложным упражнениям.
Простейшие тренажеры удобны в использовании, не занимают много места, их можно переносить. К тренажерам простейшего типа относятся:
гимнастический ролик, диск здоровья, детские гантели, детский эспандер, гимнастические мячи, малый мяч – массажер, большой мяч – массажер, коврик массажный, резиновое кольцо и мн. др.
Тренажёры сложного устройства имеют привлекательный вид, тем самым, побуждая детей к двигательной активности, что создаёт предпосылки для более разнообразной двигательной деятельности; вносят элементы новизны в образовательный процесс, удовлетворяют потребность детей в движении.
Тренажеры сложного устройства: мини – твист, мини – батут, велотренажер «Велосипед», « Бегущая по волнам», силовой тренажер, гребля, беговая дорожка, тяга верхняя, тяга нижняя, канат, веревочная лестница, силовой тренажер, скамья, жим ногами.
Детские спортивные тренажёры позволяют:
- проводить подгрупповые занятия с детьми и использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
- разнообразить физические упражнения, локально воздействующие на отдельные мышечные группы;
- развивать творчество детей;
- превратить занятия в интересную и разнообразную игру.
Тренажёры «Беговая дорожка», силовые и велогребные позволяют направленно развивать общую скоростную и скоростно – силовую выносливость. Различные конструкции тяговых устройств, эспандеров, роллеров способствуют развитию динамической силы, гибкости. Мини – батут совершенствует ловкость и координацию движений. Использование спортивных снарядов развивают силу, ловкость, выносливость.
Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивое и прочное, иметь хорошие крепления и для профилактики травматизма гимнастические маты. Необходимо соблюдать методику использования тренажеров разного вида.
Для организации занятий с тренажёрами используется дифференцированный подход.
На основе трёх основных критериев (состояние здоровья, уровень физической подготовленности, двигательная активность) следует распределить детей на две подгруппы. Первую подгруппу составляют дети, имеющие первую и вторую группы здоровья. Это практически здоровые дети, имеющие средний и высокий уровень двигательной активности и хорошую физическую подготовленность. Во вторую подгруппу включаются дети второй и третьей групп здоровья. Это дети часто болеющие, с низким уровнем двигательной активности и слабой физической подготовленностью. Такое распределение помогает осуществлять индивидуально - дифференцированный подход и проводить занятия, которые различаются по объему физической нагрузки, методам и приемам. Допуск к занятиям на тренажерах должен быть только после определения врачом состояния здоровья детей. В выполнении упражнений на тренажерах допускаются практически все дети, посещающие дошкольное учреждение. Абсолютными противопоказаниями для занятий с использованием тренажеров являются: хронические и острые заболевания почек, органов дыхания, порока сердца.
Занятия проводятся по подгруппам.
При работе с тренажерами необходимо соблюдать основные принципы:
1.Принцип последовательности и систематичности.
Последовательность при обучении детей, подбор и сочетание нового материала с повторением и закреплением усвоенного, распределение физической нагрузки на детский организм, с постепенным увеличением нагрузки за счёт увеличения дозировки и интенсивности работы на тренажёрах.
2.Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей
Учитывать показатели уровня развития физических качеств ребенка.
3.Принцип оздоровительной направленности, обеспечивающей оптимизацию двигательной активности, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психологических функций организма.
Основным принципом построения работы с детьми на тренажерах является развитие физических качеств и двигательной активности ребенка. Время работы на одном тренажере занимает 1-2 мин, начинается с простых упражнений.
По мере того, как ребёнок усваивает на тренажёре сложность выполнения упражнений, нагрузка увеличивается.
Обучение детей упражнениям на спортивных тренажёрах проходит по следующим этапам.
На первом этапе ставятся следующие задачи:
1. Познакомить детей с тренажёрами (описанием каждого конкретного тренажёра, названием, его предназначением)
2. Создать целостное представление о движении на данных тренажёрах (показ и объяснение упражнения на каждом из имеющихся тренажёров)
3. Начать разучивать движения (самостоятельное воспроизведение действий на тренажёре)
Благодаря последовательности у детей формируется связь между зрительным образом, словами и мышечными ощущениями.
На втором этапе - углублённого разучивания действий, на каждом конкретном тренажёре задачи заключаются в том, чтобы уточнить правильность выполнения действий, исправить имеющиеся ошибки и добиться правильного выполнения действия в целом.
В ходе обучения следует обращать внимание на правильность выполнения действий и поощрять детей.
На данном этапе работы возникает необходимость показа и объяснения действий. Для данного показа можно привлекать детей, которые хорошо, правильно выполняют это действие. Это активизирует процесс обучения.
На третьем этапе обучения главной задачей является закрепление и совершенствование техники упражнений на тренажёрах, стимулирование детей к самостоятельному выполнению движений и создание возможностей применения их в жизни (например, на тренажере «Велосипед» можно обучить ребенка езде на велосипеде).
На данном этапе детям можно предлагать индивидуальные карточки со схематичным изображением одного или нескольких тренажёров, по которым дети занимаются индивидуально, что значительно сокращает время на объяснения (на каком тренажере работать).
Занятия в основном проводятся сюжетного характера, используются игровые приемы, предлагается выполнить имитационные движения, например: "Гонка велосипедистов" - езда на велотренажере, "Попрыгунчики" - прыжки на батуте и т. д.
Для выполнения упражнений используются традиционные способы организации дошкольников: фронтальный и поточный. Особая разновидность поточного способа – круговая тренировка. На занятиях с использованием тренажёров круговая тренировка является достаточно эффективным способом организации детей для выполнения упражнений.
Фронтальный способ организации детей на занятии предполагает выполнение одного упражнения всеми детьми одновременно.
По методу круговой тренировки строится работа с детьми на тренажёрах в основной части занятия. Упражнения выполняются на 4 – 8 «станциях», количество которых зависит от возраста детей и поставленных задач. Дети, передвигаясь как бы по кругу, переходя от одной «станции» к другой, выполняют без перерыва серию упражнений. Сущность круговой тренировки заключается в том, что отдельный ребенок упражняется последовательно на каждом виде тренажеров, причем сложность движений и степень нагрузки предлагается в зависимости от его индивидуальных особенностей и физических возможностей. К упражнениям на станциях дети приступают одновременно.
Структура построения работы с использованием детских спортивных тренажеров традиционная и включает вводную, основную и заключительные части.
I этап. Вводная часть.
Подготовка организма к физическим нагрузкам
Вначале проводится небольшая разминка, общей длительностью до 3- 5 минут: ходьба в разном темпе, переходящая в бег, непрерывный бег не более двух минут.
II этап. Основная часть.
ОРУ с предметами и без них.
В основную часть включены упражнения на тренажерах длительностью – от 3 до 5 минут, через каждую минуту детям предлагается отдых в течение 30 – 40 секунд. Дети выполняют элементы самомассажа, упражнения на расслабление, восстановление дыхания (легкие поглаживания, похлопывания, пальчиковую гимнастику, психогимнастические этюды, а также упражнения на релаксацию, которые разучивались в предыдущих видах деятельности.
После работы на каждом тренажере проводятся упражнения на расслабление, восстановление дыхания, далее дети переходят на следующий тренажер. Во время работы на тренажерах могут включаться упражнения на гибкость, используются акробатические упражнения ("березка", "мостик", "ласточка").
Важно чередовать упражнения так, чтобы нагрузка в движениях, идущих друг за другом, не приходилась на одни и те же группы мышц.
В процессе выполнения упражнений необходимо следить за самочувствием детей, не допускать перегрузок.
Руководитель физического воспитания определяет индивидуальную нагрузку, следит за выполнением правил безопасного использования тренажёров.
3. Заключительная часть (3-4 мин).
В заключительной части с детьми проводятся малоподвижные игры, комплекс упражнений релаксации, во время которого дети выполняют разнообразные движения на расслабление.
Работу с использованием тренажеров рекомендуется проводить до двух раз неделю: одно в первой половине дня (включать в план учебных занятий, второе – во второй половине дня (вместо гимнастики после дневного сна) и самостоятельные виды деятельности.
В результате проводимой работы с использованием тренажеров у детей улучшается не только общая физическая подготовка, но и укрепляется здоровье в целом.
Детские тренажеры – путь к здоровому детству и успеху во взрослой жизни.
Список использованных источников:
-
Власенко Н.А. Фитнес для дошкольников / Н. Э. Власенко. – Мозырь: Содействие, 2008. – 120 с.
-
Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243 – 3.
-
Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь –Минск: НИО; Аверсэв, 2013. – 416с.
-
Шебеко В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / В.Н. Шебеко. – Минск: Вышэйшая школа», 2013. – 288 с.
Просмотреть презентацию можно перейдя по ссылке: